Беломорские петроглифы
Добавлено: 06 май 2017, 19:16
				
				Я живу в Карелии, в городе Сегежа, иногда мы выбираемся с семьёй на Белое море, там же, недалеко от моря есть и, так называемые, Беломорские петроглифы. Эти изображения на скалах выбиты первобытными жителями Карелии 5000 – 6000 лет назад, и там порядка 2500 изображений. Часть, к сожалению, недоступна, некоторые уже практически стёрлись, кроме того, финансовая ситуация этого комплекса, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Например, павильон, прикрывающий самые интересные изображения, уже много лет в аварийном состоянии, и туда никого не пускают. Вернее, он просто закрыт и там нет даже персонала, нет денег ему на зарплату.
 
Тем не менее, кое-что ещё посмотреть можно. О своих личных впечатлениях, о Беломорских петроглифах я и хотел бы рассказать.
 
Главный комплекс петроглифов, находящихся под открытым небом называется «Залавруга», тем петроглифы наиболее доступны для туристов, и именно поэтому он самый популярный. Попасть на него можно с федеральной трассы Е-105, на ней есть большой указатель, около него нужно свернуть на грунтовую дорогу и проехать 1 километр. Дальше машину нужно оставить, есть стоянка, и пройти 1,2 километра пешком. Нужно будет так же перейти небольшую реку по бревенчатому мостику.
 
Можно добраться и с Беломорска, приехав туда по Октябрьской железной дороге. Можно взять такси в Беломорске, и, говорят, ходят автобусы. Но тут ничего сказать не могу, сам так не пробовал.
 
Петроглифы открыл, в 1926 г. студент Ленинградского университета А.М. Линевский. Он так же написал художественную книгу о первобытных жителях Карелии «Листы каменной книги». В детстве она у меня была одной из любимых. Интересная деталь, главный положительный герой книги – культовый служитель, молодой шаман, что очень нехарактерно для советской литературы. Есть даже выражение: «Единственный советский положительный герой-священник это пастор Шлаг в «Семнадцати мгновениях весны»». Тем не менее, книга Линевского второе такое исключение. Правда, там главный герой очень не хочет быть шаманом, и, с конце концов, ему удаётся добиться своего.
 
Важно учесть так же одну деталь, Карелия северная республика, поэтому большую часть года петроглифы под снегом. Ехать посмотреть на них имеет смысл только с мая, по сентябрь. Чистить снег, понятно, некому, так как чистильщикам нечем заплатить. Так же, когда идёшь на петроглифы, имеет смысл захватить с собой мазь от комаров и дождевики.
 
Есть ряд гипотез, почему первобытным людям понадобилось выбивать эти петроглифы. Не буду вдаваться в дебри. Лично я уверен, что они имели ритуальное значение, и там было большое святилище, и, может быть, оно почиталось даже не одним племенем.
 
Перейду к снимкам. Снимки мои, я их сделал в первую поездку. Тогда мы с семьёй поехали с официальной экскурсией из Сегежи.
 
Этот снимок называется «Лодка». Специалисты считают, что он символизирует гарпунную охоту на белуху. Это небольшое китообразное, живущее в Белом море.

Уже очень стёршееся изображение. Считается, что он символизирует боевое столкновение разных племён.
 

Вот это, по-моему, называется «Зимняя охота на трёх лосей». Тоже, к сожалению, сохранность оставляет желать лучшего.

 
Это изображение называется «Похищение и наказание», считается, что оно символизирует то, что кто-то, что-то украл, а его настигли и убили. Я, когда сфотографировал его первый раз, назвал «Сёмга», а второй раз «Охота». Почему, думаю, понятно, за несколько лет изображение, увы, стёрлось куда больше, чем за предшествующие тысячи лет.


 
Кстати, это интересный вопрос, почему, сейчас, изображения так быстро стираются. Во-первых, из-за туристов. Они по ним ходят, поливают их водой, что бы лучше видеть, и так далее. А сделать ещё павильоны бюджет Карелии не позволяет. Но, наверное, это не главное. Дело в том, что все эти изображения, похоже, тысячи лет, были под землёй. Слой земли сняли во время земляных работ, и самые обычные люди. До Линевского никто и не понял, что откопали, и местные жители называли их «Бесовы следки», кстати, это название используется и сейчас. Видимо потому, что они были прикрыты землёй, они и сохранились, как говорится, более или менее. Понятно, конечно, что, что-то надо делать, но спонсора-энтузиаста всё нет и нет.
 
Самый известный и, почему-то, самый сохранившийся петроглиф, его официально называют «Пляшущий человечек», есть так же название «Белый шаман». Думаю, это весомое подтверждение гипотезы, что в доисторические времена здесь было святилище.

 
Окрестности нашего Стоунхенджа.
 
У нас в Карелии много таких горизонтальных скал, можно сказать "асфальтированных площадей".

 
Наглядная иллюстрация к карельской поговорке «Воды хоть залейся, камня хоть убейся!».
 

Для туристов, таки, сделаны деревянные трапики.

 
Русло высохшей реки. Хорошо видно, что в карельской воде много железа, почему, кстати, и возник санаторий «Марциальные воды».



 
Ну, и лирическое отступление. Тоже окрестности.
 
Волнушки.

 
Костяника.
 
 
Шаманский гриб, мухомор.

 
Буду рад, если понравилась наша республика. У нас есть на что посмотреть. Только, увы, стоит поторопиться, поскольку «Денег нет, но вы держитесь».
			Тем не менее, кое-что ещё посмотреть можно. О своих личных впечатлениях, о Беломорских петроглифах я и хотел бы рассказать.
Главный комплекс петроглифов, находящихся под открытым небом называется «Залавруга», тем петроглифы наиболее доступны для туристов, и именно поэтому он самый популярный. Попасть на него можно с федеральной трассы Е-105, на ней есть большой указатель, около него нужно свернуть на грунтовую дорогу и проехать 1 километр. Дальше машину нужно оставить, есть стоянка, и пройти 1,2 километра пешком. Нужно будет так же перейти небольшую реку по бревенчатому мостику.
Можно добраться и с Беломорска, приехав туда по Октябрьской железной дороге. Можно взять такси в Беломорске, и, говорят, ходят автобусы. Но тут ничего сказать не могу, сам так не пробовал.
Петроглифы открыл, в 1926 г. студент Ленинградского университета А.М. Линевский. Он так же написал художественную книгу о первобытных жителях Карелии «Листы каменной книги». В детстве она у меня была одной из любимых. Интересная деталь, главный положительный герой книги – культовый служитель, молодой шаман, что очень нехарактерно для советской литературы. Есть даже выражение: «Единственный советский положительный герой-священник это пастор Шлаг в «Семнадцати мгновениях весны»». Тем не менее, книга Линевского второе такое исключение. Правда, там главный герой очень не хочет быть шаманом, и, с конце концов, ему удаётся добиться своего.
Важно учесть так же одну деталь, Карелия северная республика, поэтому большую часть года петроглифы под снегом. Ехать посмотреть на них имеет смысл только с мая, по сентябрь. Чистить снег, понятно, некому, так как чистильщикам нечем заплатить. Так же, когда идёшь на петроглифы, имеет смысл захватить с собой мазь от комаров и дождевики.
Есть ряд гипотез, почему первобытным людям понадобилось выбивать эти петроглифы. Не буду вдаваться в дебри. Лично я уверен, что они имели ритуальное значение, и там было большое святилище, и, может быть, оно почиталось даже не одним племенем.
Перейду к снимкам. Снимки мои, я их сделал в первую поездку. Тогда мы с семьёй поехали с официальной экскурсией из Сегежи.
Этот снимок называется «Лодка». Специалисты считают, что он символизирует гарпунную охоту на белуху. Это небольшое китообразное, живущее в Белом море.

Уже очень стёршееся изображение. Считается, что он символизирует боевое столкновение разных племён.

Вот это, по-моему, называется «Зимняя охота на трёх лосей». Тоже, к сожалению, сохранность оставляет желать лучшего.

Это изображение называется «Похищение и наказание», считается, что оно символизирует то, что кто-то, что-то украл, а его настигли и убили. Я, когда сфотографировал его первый раз, назвал «Сёмга», а второй раз «Охота». Почему, думаю, понятно, за несколько лет изображение, увы, стёрлось куда больше, чем за предшествующие тысячи лет.


Кстати, это интересный вопрос, почему, сейчас, изображения так быстро стираются. Во-первых, из-за туристов. Они по ним ходят, поливают их водой, что бы лучше видеть, и так далее. А сделать ещё павильоны бюджет Карелии не позволяет. Но, наверное, это не главное. Дело в том, что все эти изображения, похоже, тысячи лет, были под землёй. Слой земли сняли во время земляных работ, и самые обычные люди. До Линевского никто и не понял, что откопали, и местные жители называли их «Бесовы следки», кстати, это название используется и сейчас. Видимо потому, что они были прикрыты землёй, они и сохранились, как говорится, более или менее. Понятно, конечно, что, что-то надо делать, но спонсора-энтузиаста всё нет и нет.
Самый известный и, почему-то, самый сохранившийся петроглиф, его официально называют «Пляшущий человечек», есть так же название «Белый шаман». Думаю, это весомое подтверждение гипотезы, что в доисторические времена здесь было святилище.

Окрестности нашего Стоунхенджа.
У нас в Карелии много таких горизонтальных скал, можно сказать "асфальтированных площадей".

Наглядная иллюстрация к карельской поговорке «Воды хоть залейся, камня хоть убейся!».

Для туристов, таки, сделаны деревянные трапики.

Русло высохшей реки. Хорошо видно, что в карельской воде много железа, почему, кстати, и возник санаторий «Марциальные воды».



Ну, и лирическое отступление. Тоже окрестности.
Волнушки.

Костяника.
 
 Шаманский гриб, мухомор.

Буду рад, если понравилась наша республика. У нас есть на что посмотреть. Только, увы, стоит поторопиться, поскольку «Денег нет, но вы держитесь».
 Тогда, помнится, места были совсем дикие. Мы скакали по обледеневшим булыжникам, черпая ботинками холодную воду.  Потом еще мы ездили на Онежское озеро - там тоже есть на что посмотреть в плане первобытного искусства. Действительно, есть очень много версий толкования наскальных изображений, но что-то культовое в них, определенно, есть.
 Тогда, помнится, места были совсем дикие. Мы скакали по обледеневшим булыжникам, черпая ботинками холодную воду.  Потом еще мы ездили на Онежское озеро - там тоже есть на что посмотреть в плане первобытного искусства. Действительно, есть очень много версий толкования наскальных изображений, но что-то культовое в них, определенно, есть.