
Иногда создаётся такое впечатление, что чем больше тарабарщины кто-то напишет, тем умнее он себя чувствует.
Судите сами:
«Арт-кластер» —
это культурное и бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промышленной зоны,
которое объединяет выставочное пространство, шоурум, театральную или киноплощадку,
аудитории для семинаров, фуд-корты и прочие подобные элементы
Но речь не об этом, хотя главный герой моего материала - "культурное и бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промышленной зоны", находящейся в самом центре Амстердама.

В европейской столице толерантности,

в городе кафешопов,

легальной проституции,

многочисленных каналов,

домов на сваях,

многочисленных музеев и много чего ещё я бывал много раз.

Сначала (начиная с 1999 года) как турист, потом как автор рекламного фильмика для русскоязычного бюро путешествий, а теперь уже как гид.
Центральную часть города я знаю хорошо, в жилых районах был всего несколько раз,
а вот про NDSM слышал многократно, но побывал там впервые только в средине октября 2018 года.

Поэтому в материале конечно будут фото традиционного Амстердама,

но всё же в основном я предложу вам фотоотчёт о "через паром."

NDSM слышали?

Я слышал, но не видел и решил это положение дел изменить.

Информация на русском ОТСЮДА

NDSM: город-конструктор для художников на месте судостроительной верфи
Автор: Мария Кушаковская

Комплекс NDSM в Амстердаме занял место бывшей судоходной верфи,

откуда на протяжении почти всего XX века выходили корабли и гигантские танкеры.

Теперь там kunststad («город искусств») — крупнейший арт-кластер в Нидерландах,

пространство, где у представителей творческих профессий и бизнеса есть возможность общаться,

обмениваться идеями и работать в 15 минутах ходьбы от центра города

История верфи NDSM (Nederlandse Droogdok EN Scheepsbouw Maatschappij) берет отчет в конце XIX века,

когда голландцы начали развивать северную часть города.

Целые кварталы в Северном Амстердаме были построены для размещения сотрудников.

К 1937 году верфь стала крупнейшей в мире: она занимала большую площадь, чем 10 футбольных полей (86 000 кв метров).

Темпы производства были высокими: до шести кораблей в год спускались на воду под громкие аплодисменты толпы.

Со всех сторон можно было услышать стук отбойных молотков.

Наклонные скаты, морские крепления, доки и огромный строительный кран до сих пор напоминают о былом величии.

В 1984 году верфь NDSM обанкротилась и превратилась в огромное пространство с заброшенными цехами и складами.
Постепенно все пустующие здания в юго-западной части NDSM заняли сквоты.

В девяностые годы там нелегально проживали художники и музыканты.

Именно они первыми начали использовать верфь для культурных событий — фестивалей и выставок.

Администрация Северного района Амстердам смогла оценить потенциал огромной территории вблизи центра города

и в октябре 1999 года объявила конкурс на лучший план развития NDSM.

Основной задачей, поставленной перед участниками, было оживление индустриального пространства

и наделение его новыми функциями.

В 2002 конкурс выиграла команда Stichting Kinetisch Noord.

Согласно их проекту, особенность будущего арт-кластера заключалась в объединении художников и менеджеров.

Тут должны были появиться рабочие места, мастерские, лаборатории, места для презентаций, а также художественные галереи, концертные и театральные площадки, студии звукозаписи.

Kinetisch Noord спроектировали большой город-конструктор на основе модульных строений контейнерного типа.

По проекту само здание (20000 кв метров площади и 20 метров в высоту) должно было использоваться как корпус будущего арт-города.

За принципиально небольшие деньги Kinetisch Noord стали сдавать в долгосрочную аренду помещения-контейнеры.

Ответственность за проектирование и разработку отдельных пространств и студий ложилась на плечи самих арендаторов — художников и предпринимателей.

Они могли сами определять затраты и дизайн рабочего пространства.

Информация об аренде мастерской или офиса в шаговой доступности от центра Амстердама на выгодных условиях стала привлекать все новых и новых желающих.

Мы, например, побывали в ателье украинских художниц

Kinetisch Noord координировало и контролировало процесс, создавая сообщество с собственными правилами,

главным из которых было уважительное отношение к соседям и арт-городу в целом.

Никто не мог арендовать место, не являясь частью арт-кластера и его важным звеном.

Такой подход исключал появление случайных людей, позволял укреплять связи и развивать сообщество.

Внутри ангара будущие арендаторы строили отдельные боксы.

Модель, в рамках которой художник инвестирует в свое собственное пространство, оказалась успешной.

При таком формате работы люди берут ответственность за окружающую их среду, ведь они планируют остановиться в арт-кластере на длительный срок.

Арендаторы оказались готовы вкладывать свое время и деньги в NDSM, потому что получали долгосрочные гарантии и видели перспективы развития.

К тому же цены в NDSM были намного ниже, чем в центре города.

Вскоре бывшая верфь стала местом объединения творческой и бизнес-среды.

Постоянное взаимодействие приносило желаемые результаты для обеих сторон: арт-менеджеры знакомились с художниками, студии записи — с музыкантами, театральные режиссеры — с актерами.

Один за другим рождались успешные проекты, и со временем для представителей творческих профессий принадлежность к сообществу NDSM стала своего рода знаком качества.

Всего в NDSM было вложено 13 миллионов евро, не считая денег, потраченных на частные интерьеры.

Из них 10 миллионов — из государственного сектора, например, из фонда Amsterdam Broedplaats и правительства Нидерландов.

3 миллиона NDSM получил от сдачи в аренду складов для коммерческих и культурных мероприятий:

в огромных контейнерах устраивались вечеринки, выставки и фестивали, которые привлекали новых художников, музыкантов и предпринимателей.

Кластер заполнялся, строились новые мастерские.

NDSM из центра андеграундной культуры превратился в коммерчески успешное пространство, где открыла свой офис голландская компания Hema, a MTV и Red Bull организуют церемонии награждения и фестивали.

Цены на недвижимость в районе стали расти, но арендная плата в NDSM до сих пор остается относительно невысокой — 600 евро в месяц за помещение площадью 35 кв метров.

Возможность полностью (от концепции до финального воплощения) реализовать идею в рамках одной площадки стала для молодых и талантливых шансом заявить о себе.

Сейчас в NDSM около 250 студий, где работают художники и дизайнеры, 12 театральных залов, галереи, скейт-парк, звукозаписывающие конторы, хип-хоп-школа, множество ресторанов и кафе.

Успех этого экспериментального проекта оказал влияние на культурный климат не только северной части Амстердама, но и всей Голландии.
Мне повезло с погодой и даже импровизированный пляж вполне себе функционировал.

Если захотите, я с большим удовольствием покажу вам Амстердам традиционный,

и абсолютно необычный.
В альбоме, понятно, фото больше

Михалыч-амстердамский
www.frusse.com/index.php?threads/gid-na ... #post-2996